1Речевое дыхание
Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов. Упражнения выполняются в положении сидя, стоя (дыхание четырехфазное). · «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.
· «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох – руки разводим в сторону. Выдох – очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.
· «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5–10 звуков [ф], затем чередуем звуки [ф], [в]. При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.
· «Пушинка». И. п. то же. Вдох. На одном выдохе произносим 3–7 слогов «фу». При произнесении каждого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.
· «Тряпичная кукла–2». Упражнение аналогично дыхательному (блок 3). При выдохе произносится прерывный длительный звук [м].
· «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый позвонок – это звено молодого бамбука. Одновременно прерывисто произносим звук [м], как бы посылая его в каждый позвонок-звено.
· «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем звук [а], представляя, что наши ноги превращаются в корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.
· «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим звук [о], представляя себя кругом, из которого выходит воздух (вначале громко, затем все тише и тише).
· «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук [а], представляя, что в груди находится столб света, который вырывается наружу вместе со звуком.
· «Ворона». Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднимаем руки через стороны вверх – вдох, медленно опускаем руки – выдох, произносим: «Кар!».
· «Самурай». Сидя по-турецки; руки свободно лежат на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а-на-хат, о-хо-хам. А – правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и. п.; на – левая рука вытягивается вперед, кисть в кулаке, возврат в и. п.; хат – руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и. п. О – правая рука через середину поднимается вверх, возврат в и. п.; хо – левая рука поднимается через середину вверх, возврат в и. п.; хам – поднимается, и опускаются обе руки.
· «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук [и], представляя себя длинной, тонкой антенной, направленной вверх.
· «Разноцветный фонтан». Произносим 3–5 звуков ([а], [о], [у], [э], [и]), представляя себя разноцветным фонтаном воды, который пробивается наружу.
· «Кто больше?». Упражнение направлено на увеличение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими же звуками): а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ. Перед тем как произнести строку стихотворения, надо сделать вдох и на выдохе медленно, спокойно проговаривать текст.
Сказать тебе нужно немало,
Спокойно надо говорить,
Но с этим не надо спешить.
Не торопиться, не спешить.
Спокойно подумай сначала,
И станет наша речь красивой,
Потом начинай говорить.
И четкой, и неторопливой.
|