Нормы речевого развития
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Ребенку 2 месяца.
Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, обращенные и направленные к родителям.
Ребенку 3 месяца.
Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э». Малыш гулит, «воркует».
Ребенку 4 месяца.
Гуление превращается в рулады звуков – когда один звук переходит в другой: « у-у-а-а-о».
Ребенку 5 месяцев.
Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
Ребенку 6 месяцев.
Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок уже пытается имитировать слышимые звуки, ведет своеобразный диалог со взрослым, одновременно прислушиваясь к их речи.
Ребенку 7 месяцев.
Лепет. Ребенок уже понимает смысл слов. Может на время замолчать, таким образом проверить реакцию взрослого.
Ребенку 8 месяцев.
Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
Ребенку 9 месяцев.
Звуковые серенады, первые облегченные слова («мА - ма»). Лепет становится более сложным.
Ребенку 10 месяцев.
Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов. Подражает речи взрослых, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
Ребенку 11 месяцев.
Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.
Ребенку 12 месяцев.
Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает уже более 20 слов.
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Стадия активной речи – автономная речь.
Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых от взрослых. С 1,5 годовалого возраста, ребенок одним и тем же словом обозначает несколько предметов или действий («де»- дерево, деньги, делать; «ку» - купаться, кушать; «па»- палка, пакет.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», но при этом не знает значение слова «семья».
Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает птичку, машинку, медвежонка, и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Речь ребенка приобретает уже связный характер. Появляются предложения, которые в последующем становятся все более сложными. Ребенок активно задает вопросы, меняет интонацию. Речь малыша может быть прерывиста, встречается достаточное количество грамматических ошибок. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («катуха» «пашкилет»).
Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности ребенка, но и на способность читать, писать, даже думать, что влечет за собой задержку развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обращать пристальное внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту – логопеду, психологу за квалифицированной помощью. Чем раньше будет выявлена проявляющаяся проблема, тем легче будет ее устранить и предупредить появление вторичных и третичных нарушений развития.
Мы рады помочь Вам и Вашим детишкам!